Профилактике буллинга
Как выглядит буллинг в школе?
Буллинг может выглядеть самым разным образом, но в нём всегда есть три действующих
лица:
- Агрессор — тот, кто инициирует насилие или подключается к нему.
- Жертва — тот, на кого направлено насилие.
- Наблюдатели — те, кто не участвует в травле, но и не останавливает её.
Цель агрессоров — не один раз обидеть жертву, а изводить её системно, поэтому они
выбирают непрямые формы агрессии, чаще всего — психологическое унижение,
например:
- словесные оскорбления;
- используют изоляцию и бойкот (никто не хочет сидеть рядом с жертвой, общаться с ней);
- отбирают или портят вещи жертвы;
- заставляют совершать неприятные для жертвы действия;
- толкают жертву, кидают в неё предметы.
Что делать, если ваш ребёнок столкнулся с буллингом?
- Не закрывать глаза на проблему. Травля — это сложное социальное взаимодействие. Не стоит надеяться, что дети «сами разберутся».
- Поговорить с ребёнком о том, что происходит. Показать, что вы его поддерживаете и готовы за него заступиться: «Я тебе верю», «Я с тобой», «Я помогу тебе, мы вместе со всем разберемся».
- Позвонить на горячую линию проекта «Травли.net», чтобы получить психологическую и юридическую поддержку.
- Собрать доказательства травли для подкрепления своей позиции (скриншоты оскорбительных сообщений, показания одноклассников и свидетелей, заключения о поломках вещей, справки о побоях, фото «плевков в портфель», кэш в браузере и так далее).
- Подключить к решению проблемы классного руководителя, директора школы, школьного психолога, других родителей (как родителей пострадавших, так и родителей агрессора). По закону, в школе ученик имеет право на защиту от всех форм физического и психического насилия.
- Инициировать обсуждение проблемы, но без обвинений («Куда смотрят родители», «Куда смотрит школа»), а в спокойном и продуктивном ключе: проблема существует, что мы все можем сделать, чтобы её решить?
- Если школа не принимает мер — стоит написать жалобы в управляющий совет школы, в комиссию по делам несовершеннолетних управы / администрации района, инспектору по делам несовершеннолетних. Если и это не помогло, пишите жалобы о бездействии представителей в вышестоящие инстанции: в муниципальный департамент образования, в прокуратуру, региональному уполномоченному по правам человека. Во всех официальных обращениях важно соблюдать последовательность и вежливость.
- Рассмотрите возможность перехода ребёнка в другой класс или другую школу.
Что делать, если мой ребёнок буллит других?
Есть мнение, что агрессорами становятся чаще всего дети из неблагополучных семей или
пережившие насилие. Это не всегда так — даже вполне благополучный ребёнок, попав
в травматичную среду в школе, может начать травить других.
Агрессия возникает:
- из-за сложностей с коммуникацией,
- из-за стресса от усталости и плохой успеваемости,
- из-за давления учителей,
- из-за возрастного или личностного кризиса.
В целом, травля — это вторичное явление, проявление эмоционального или физического
страдания, которое агрессор не может пережить иначе, кроме как подвергнув страданию
другого. Поэтому наказание или ругань не помогут: ребёнок может из страха на время
превратить агрессивное поведение, но потом оно возобновится с новой силой и в более
изощрённой форме.
Что поможет:
- Не ругайте, а начните разговор из позиции «Я вижу проблему и хочу помочь тебе».
- Дайте возможность проявлять себя в позитивном ключе. Часто агрессору не хватает внимания и признания в коллективе — поищите и предложите другие возможности для вашего ребёнка показать превосходство (выигрывать на конкурсах, заниматься активизмом, выступать на школьной сцене).
- Буллинг — это негативное проявление групповой динамики: есть явный лидер, но нет общего дела, вокруг которого можно сплотиться. Если ваш ребёнок проявляет явные лидерские качества, помогите ему реализовать свой талант позитивно: организовать квест, праздник, поход или стать капитаном спортивной группы.
- Развивайте у ребёнка эмпатию и объясняйте, что чувствует жертва. Часто агрессоры из-за низких способностей к эмпатии не представляют себе, насколько их действия ранят другого. Предложите вместе посмотреть фильмы, мультфильмы, почитать книги, в которых происходит травля, — и обязательно обсудите: что и почему провоцирует агрессора? Как себя чувствует жертва? Что происходит с наблюдателями? Как можно им всем помочь?
Что делать, если вы или ваш ребёнок стали свидетелями травли?
Иногда родители предпочитают не заступаться за жертву травли и учат этому своих детей. Такая
позиция формирует мнение, что насилие — это нормально и приемлемо. Но игнорирование не
гарантирует безопасности свидетелям: травля будет повторяться, и следующей жертвой может
стать наблюдатель.
Что поможет:
- Травля и насилие — это ненормально и недопустимо. Осознайте это сами и донесите до ребёнка. Отметьте моральную ценность такой позиции.
- Расскажите ему, что заступиться — это хороший поступок, который, вероятно, одобрят и поддержат одноклассники. Часто дети думают: «Что я могу? Я ничего не решаю». Это не так. Обычно в классе много тех, кто осуждает травлю, но боится сказать это вслух. Если ваш ребёнок выскажется открыто, скорее всего, к нему присоединятся другие.
- Пригласите других детей-наблюдателей и их родителей к диалогу и попробуйте вместе решить, как помочь классу в этой ситуации.