МАОУ «Экспериментальный лицей имени Батербиева М.М.»
Иркутская область город Усть-Илимск
  • Информационная безопасность

    Определение термина «информационная безопасность детей» содержится в Федеральном законе № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», регулирующим отношения, связанные с защитой детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию. Согласно данному закону «информационная безопасность детей» — это состояние защищенности, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией вреда их здоровью и (или) физическому, психическому, духовному, нравственному развитию.

    Меры по обеспечению безопасности информации

    Хотим напомнить вам о правилах кибербезопасности, которые помогут защитить наши данные от угроз. Пожалуйста, будьте бдительны при работе с электронной почтой. Вот простые рекомендации по предотвращению угроз безопасности информации:

    1. Проверяйте адреса электронной почты отправителя, даже если имя совпадает с известным контактом.
    2. Не открывайте письма и чаты от неизвестных отправителей.
    3. Осторожно относитесь к письмам с призывами к действиям или темами о финансах и угрозах.
    4. Не переходите по ссылкам в письмах, особенно если они короткие или используют сокращатели.
    5. Не открывайте вложения с подозрительными расширениями (.zip, .js, .exe и т. д.) и документами с макросами.
    6. Не подключайте неизвестные внешние носители информации к компьютерам.
    7. Используйте надежные пароли, создавая их с нестандартными комбинациями символов.

    При получении подозрительных писем обратите внимание:

    • Знаком ли вам отправитель?
    • Присутствуют ли URL-ссылки?
    • Есть ли вложение с расширениями .zip, .js, .exe?
    • Просит ли файл включить поддержку макросов?

    Если есть сомнения и хоть что-то в письме вызывает у вас подозрение, то велика вероятность, что это фишинг.
    С дополнительной информацией по теме личной информационной безопасности, в том числе по эффективному распознаванию фишинговых
    писем, можно ознакомиться на следующих информационных ресурсах:

    Изображения.
    Изображения.
    Изображения.
    Изображения.
    Изображения.
    Для того, чтобы защитить свой аккаунт соблюдайте следующие рекомендации:
    1. Создавайте сложные пароли длиной не менее 12 символов с комбинацией букв, цифр и специальных символов. Избегайте простых и
    2. легко угадываемых паролей.
    3. Не используйте один и тот же пароль для разных учетных записей. Создавайте уникальные пароли для каждой важной учетной записи.
    4. Регулярно меняйте пароли каждые 3-6 месяцев и обновляйте их при подозрении на утечку.
    5. Используйте надежные менеджеры паролей для их хранения и управления.
    6. Активируйте двухфакторную аутентификацию (2FA) на всех доступных платформах.
    7. Обновляйте пароли при смене сотрудников или их ролей и следите за управлением доступом.
    8. При хранении пароля на физическом носителе, убедитесь, что место его хранения абсолютно безопасно.
    С дополнительной информацией по теме личной информационной безопасности, в том числе по созданию надежных паролей и
    эффективному распознаванию фишинга в интернете, можно ознакомиться на следующих информационных ресурсах:
    Распространенный способ действий мошенников: они обманным путем получают данные для доступа к личным кабинетам и приложениям. Используя нейротехнологии, способны подделывать аккаунты и голоса, создавая видеосообщения, сгенерированные искусственным интеллектом, от имени ваших знакомых и руководителей. Зачастую мошенники представляются сотрудниками различных служб или предлагают финансовые выигрыши. Данный подход известен как социальная инженерия. Вот несколько советов, которые помогут вам защититься от мошенников:
    • Будьте бдительны: Если разговор кажется подозрительным, завершите его и перезвоните в организацию по официальным номерам.
    • Проверяйте способ связи: Мошенники часто используют мессенджеры, тогда как настоящие представители не звонят через WhatsApp или Telegram.
    • Не сообщайте логины и пароли: Читайте назначение смс-кодов и не делитесь ответами на контрольные вопросы.
    • Следите за актуальностью номера: Убедитесь, что номер, к которому привязан аккаунт, актуален.
    • Используйте сложные пароли: Меняйте их регулярно и подключайте двухфакторную аутентификацию.
    • Проверяйте адрес страницы: Убедитесь, что сайт — это официальный ресурс (например, gosuslugi.ru).
    Госуслуги обеспечивают защиту, но злоумышленник может получить доступ только при передаче вами необходимых данных. Будьте
    внимательны и защищайте свои данные.
    С дополнительной информацией по теме личной информационной безопасности, в том числе по эффективному распознаванию звонков мошенников, можно ознакомиться на следующих информационных ресурсах:

    Детям до 10 лет:

    Детям от 11 до 14 лет:

    • https://www.edu.yar.ru/azbuka/ – Азбука цифрового мира
    • http://i-deti.org/comic/ – Комиксы «Приключение Степы в Интернете».
    • http://i-deti.org/video/ – Подборка обучающих и развивающих видеоматериалов, которые помогут получить представление о приемлемых моделях поведения в Интернете.
    • http://www.saferunet.ru/teenager/ – Центр безопасного интернета в России: подросткам
    • https://stepik.org/course/191/ – Онлайн-курс "Безопасность в Интернете" от Академии Яндекса   для школьников 6-9 классов.

    Детям от 15 до 18 лет:

    Памятка пользования программами Родительский контроль

    Какие же опасности ждут детей в сети Интернет?

    • Контент для взрослых. Дети могут случайно наткнуться на материалы, которые не предназначены для их возраста;
    • Кибербуллинг. Дети могут стать жертвами травли или преследования онлайн, что может привести к серьезным психологическим последствиям;
    • Сексуальные преследования. Риск того, что незнакомцы могут попытаться установить контакт с детьми с целью получения личной информации или их эксплуатации;
    • Фишинг и мошенничество. Дети могут быть неосмотрительны в отношении безопасного поведения в сети, что может привести к утечке личной информации или финансовым потерям;
    • Зависимость от экранов. Чрезмерное времяпровождение в интернете может привести к зависимости, проблемам со сном, а также ухудшению физического и психического здоровья;
    • Несанкционированные покупки. Дети могут случайно совершать покупки в интернете, не осознавая финансовых последствий;
    • Неправильное использование социальных сетей. Возможность публикации личной информации, которая может быть использована против них, а также риск формирования негативной самооценки.
    • Игры с агрессивным контентом. Некоторые онлайн-игры могут способствовать агрессивному поведению или формированию зависимого поведения.
    • Безопасность данных. Недостаточное понимание важности защиты своих данных и конфиденциальности, что может привести к утечке личной информации.
    • Родители и опекуны должны быть осведомлены об этих рисках и активно участвовать в обсуждении безопасного поведения детей в интернете.

    Советы по безопасности в этом возрасте

    • Независимо от возраста вашего ребенка, используйте специальные программы для фильтрации и контроля информации, но не забывайте, что ваше внимание к ребенку является самым важным методом защиты;
    • Если у вашего ребенка есть аккаунт в одной из социальных сетей, внимательно ознакомьтесь с информацией, которую участники размещают в своих профилях и блогах, включая фотографии и видеозаписи;
    • Проверьте, с какими сайтами связан социальный сервис вашего ребенка. Хотя его страница может быть безопасной, она может включать ссылки на нежелательные и опасные ресурсы (например, порнографические сайты или страницы, где упоминаются его номер телефона или домашний адрес);
    • Поощряйте ребенка делиться с вами любыми странными или неприятными ситуациями и старайтесь не реагировать на это слишком резко. Дети могут избегать общения с родителями о своих проблемах, fearing потерять доступ к интернету, и могут начать использовать интернет в других местах;
    • Следите за интернет-жизнью вашего ребенка. Проявляйте интерес к его друзьям онлайн так же, как и к его реальным друзьям.
    • Проинформируйте учащихся о правилах безопасности в Интернете. Обсудите возможные последствия для тех, кто нарушает эти правила, и меры, которые принимаются в таких случаях.
    • Вместе с учениками определите правила действий при нарушении их прав в сети.
    • Наставляйте несовершеннолетних уважать права других пользователей в Интернете. Объясните им, что такое «авторское право» и какие последствия могут возникнуть за его нарушение.
    • Проявляйте интерес к онлайн-активностям ваших учеников, а при необходимости информируйте родителей о возникающих трудностях.
    • Обучите учеников критически оценивать информацию, получаемую из Интернета. Помогите им различать достоверные и недостоверные источники. Поощряйте посещение проверенных сайтов.
    • Профилактика интернет-зависимости должна осуществляться через внедрение детей в разнообразные внеучебные мероприятия в реальной жизни (посещение театров, музеев, участие в соревнованиях и играх), чтобы продемонстрировать, что реальная жизнь более увлекательна, чем виртуальная.
    • Регулярно анализируйте с учениками их загрузку и организация досуга, обсуждайте уместность использования интернет-ресурсов для учебы и отдыха с целью профилактики зависимости, а также делитесь своими наблюдениями с родителями.
    • При возникновении проблем, связанных с интернет-зависимостью, незамедлительно информируйте родителей и, при необходимости, подключайте психолога или социального педагога для работы с учениками и их семьями.
    • Организуйте мероприятия, на которых будете рассказывать о феномене интернет-зависимости, ее признаках и способах её преодоления.

    Педагогам про информационную безопасность

    Поделиться страницей

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie», чтобы пользоваться сайтом было удобнее. Вы можете запретить обработку cookies в настройках браузера. Подробнее в Политике