Определение термина «информационная безопасность детей» содержится в Федеральном законе № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», регулирующим отношения, связанные с защитой детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию. Согласно данному закону «информационная безопасность детей» — это состояние защищенности, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией вреда их здоровью и (или) физическому, психическому, духовному, нравственному развитию.
Информационная безопасность
Меры по обеспечению безопасности информации
Хотим напомнить вам о правилах кибербезопасности, которые помогут защитить наши данные от угроз. Пожалуйста, будьте бдительны при работе с электронной почтой. Вот простые рекомендации по предотвращению угроз безопасности информации:
- Проверяйте адреса электронной почты отправителя, даже если имя совпадает с известным контактом.
- Не открывайте письма и чаты от неизвестных отправителей.
- Осторожно относитесь к письмам с призывами к действиям или темами о финансах и угрозах.
- Не переходите по ссылкам в письмах, особенно если они короткие или используют сокращатели.
- Не открывайте вложения с подозрительными расширениями (.zip, .js, .exe и т. д.) и документами с макросами.
- Не подключайте неизвестные внешние носители информации к компьютерам.
- Используйте надежные пароли, создавая их с нестандартными комбинациями символов.
При получении подозрительных писем обратите внимание:
- Знаком ли вам отправитель?
- Присутствуют ли URL-ссылки?
- Есть ли вложение с расширениями .zip, .js, .exe?
- Просит ли файл включить поддержку макросов?
Если есть сомнения и хоть что-то в письме вызывает у вас подозрение, то велика вероятность, что это фишинг.
С дополнительной информацией по теме личной информационной безопасности, в том числе по эффективному распознаванию фишинговых
писем, можно ознакомиться на следующих информационных ресурсах:
- Раздел «Кибербезопасность – это просто!» на Едином портале государственных услуг – https://www.gosuslugi.ru/cybersecurity;
- Лендинговая страница в сети «Интернет» – https://киберзож.рф/;





- Создавайте сложные пароли длиной не менее 12 символов с комбинацией букв, цифр и специальных символов. Избегайте простых и
- легко угадываемых паролей.
- Не используйте один и тот же пароль для разных учетных записей. Создавайте уникальные пароли для каждой важной учетной записи.
- Регулярно меняйте пароли каждые 3-6 месяцев и обновляйте их при подозрении на утечку.
- Используйте надежные менеджеры паролей для их хранения и управления.
- Активируйте двухфакторную аутентификацию (2FA) на всех доступных платформах.
- Обновляйте пароли при смене сотрудников или их ролей и следите за управлением доступом.
- При хранении пароля на физическом носителе, убедитесь, что место его хранения абсолютно безопасно.
эффективному распознаванию фишинга в интернете, можно ознакомиться на следующих информационных ресурсах:
- Раздел «Кибербезопасность – это просто!» на Едином портале государственных услуг – https://www.gosuslugi.ru/cybersecurity;
- Лендинговая страница в сети «Интернет» – https://киберзож.рф/;
- Будьте бдительны: Если разговор кажется подозрительным, завершите его и перезвоните в организацию по официальным номерам.
- Проверяйте способ связи: Мошенники часто используют мессенджеры, тогда как настоящие представители не звонят через WhatsApp или Telegram.
- Не сообщайте логины и пароли: Читайте назначение смс-кодов и не делитесь ответами на контрольные вопросы.
- Следите за актуальностью номера: Убедитесь, что номер, к которому привязан аккаунт, актуален.
- Используйте сложные пароли: Меняйте их регулярно и подключайте двухфакторную аутентификацию.
- Проверяйте адрес страницы: Убедитесь, что сайт — это официальный ресурс (например, gosuslugi.ru).
внимательны и защищайте свои данные.
С дополнительной информацией по теме личной информационной безопасности, в том числе по эффективному распознаванию звонков мошенников, можно ознакомиться на следующих информационных ресурсах:
- Раздел «Кибербезопасность – это просто!» на Едином портале государственных услуг – https://www.gosuslugi.ru/cybersecurity;
- Лендинговая страница в сети «Интернет» – https://киберзож.рф/;
Детям до 10 лет:
- Азбука информационной безопасности от Лаборатории Касперского – Лаборатория Касперского подготовила брошюру для учеников младших классов "Азбука информационной безопасности"
- http://www.smeshariki.ru/parents#3 – Советы от Смешариков: об осторожном поведении в интернет-игре
- https://www.rubiring.ru/arkadiy-parovozov-somnitelnyie-saytyi/ – Мультфильм "Аркадий Паровозов спешит на помощь – Сомнительные сайты"
- https://kids.kaspersky.ru/category/entertainment/multfilmy/ – Анимационный сериал о приключениях мальчика Севы и робота Каспера на просторах интернета.
- http://krasatatiana.blogspot.com/2009/10/blog-post.html – Сказка о золотых правилах безопасности в Интернет.
- http://www.wildwebwoods.org/popup.php?lang=ru – Интерактивная игра «Джунгли Интернета» предназначена для детей в возрасте от 7 до 10 лет и призвана научить не теряться при столкновении с угрожающим поведением других пользователей или с негативным содержанием сайтов.
- http://www.spas-extreme.ru/themes/internet_bezopasnost – Интернет-безопасность на портале Спас-Экстрим
Детям от 11 до 14 лет:
- https://www.edu.yar.ru/azbuka/ – Азбука цифрового мира
- http://i-deti.org/comic/ – Комиксы «Приключение Степы в Интернете».
- http://i-deti.org/video/ – Подборка обучающих и развивающих видеоматериалов, которые помогут получить представление о приемлемых моделях поведения в Интернете.
- http://www.saferunet.ru/teenager/ – Центр безопасного интернета в России: подросткам
- https://stepik.org/course/191/ – Онлайн-курс "Безопасность в Интернете" от Академии Яндекса для школьников 6-9 классов.
Детям от 15 до 18 лет:
- https://www.edu.yar.ru/azbuka/ – Азбука цифрового мира
- Цифровая карта безопасности школьника – Проект, созданный учеником 11 класса из Ханты-Мансийского АО Тимуром Якшимбетовым при поддержке портала Проектория и компании Group-IB
- http://персональныеданные.дети/ – База материалов в виде правил, презентаций, тестов и игр, объясняющих важность сохранности личной информации при использовании цифровых технологий.
- http://www.saferunet.ru/teenager/ – Центр безопасного интернета в России: подросткам
- https://stepik.org/course/191/ – Онлайн-курс "Безопасность в Интернете" от Академии Яндекса для школьников 6-9 классов.
Какие же опасности ждут детей в сети Интернет?
- Контент для взрослых. Дети могут случайно наткнуться на материалы, которые не предназначены для их возраста;
- Кибербуллинг. Дети могут стать жертвами травли или преследования онлайн, что может привести к серьезным психологическим последствиям;
- Сексуальные преследования. Риск того, что незнакомцы могут попытаться установить контакт с детьми с целью получения личной информации или их эксплуатации;
- Фишинг и мошенничество. Дети могут быть неосмотрительны в отношении безопасного поведения в сети, что может привести к утечке личной информации или финансовым потерям;
- Зависимость от экранов. Чрезмерное времяпровождение в интернете может привести к зависимости, проблемам со сном, а также ухудшению физического и психического здоровья;
- Несанкционированные покупки. Дети могут случайно совершать покупки в интернете, не осознавая финансовых последствий;
- Неправильное использование социальных сетей. Возможность публикации личной информации, которая может быть использована против них, а также риск формирования негативной самооценки.
- Игры с агрессивным контентом. Некоторые онлайн-игры могут способствовать агрессивному поведению или формированию зависимого поведения.
- Безопасность данных. Недостаточное понимание важности защиты своих данных и конфиденциальности, что может привести к утечке личной информации.
- Родители и опекуны должны быть осведомлены об этих рисках и активно участвовать в обсуждении безопасного поведения детей в интернете.
Советы по безопасности в этом возрасте
- Независимо от возраста вашего ребенка, используйте специальные программы для фильтрации и контроля информации, но не забывайте, что ваше внимание к ребенку является самым важным методом защиты;
- Если у вашего ребенка есть аккаунт в одной из социальных сетей, внимательно ознакомьтесь с информацией, которую участники размещают в своих профилях и блогах, включая фотографии и видеозаписи;
- Проверьте, с какими сайтами связан социальный сервис вашего ребенка. Хотя его страница может быть безопасной, она может включать ссылки на нежелательные и опасные ресурсы (например, порнографические сайты или страницы, где упоминаются его номер телефона или домашний адрес);
- Поощряйте ребенка делиться с вами любыми странными или неприятными ситуациями и старайтесь не реагировать на это слишком резко. Дети могут избегать общения с родителями о своих проблемах, fearing потерять доступ к интернету, и могут начать использовать интернет в других местах;
- Следите за интернет-жизнью вашего ребенка. Проявляйте интерес к его друзьям онлайн так же, как и к его реальным друзьям.
- Проинформируйте учащихся о правилах безопасности в Интернете. Обсудите возможные последствия для тех, кто нарушает эти правила, и меры, которые принимаются в таких случаях.
- Вместе с учениками определите правила действий при нарушении их прав в сети.
- Наставляйте несовершеннолетних уважать права других пользователей в Интернете. Объясните им, что такое «авторское право» и какие последствия могут возникнуть за его нарушение.
- Проявляйте интерес к онлайн-активностям ваших учеников, а при необходимости информируйте родителей о возникающих трудностях.
- Обучите учеников критически оценивать информацию, получаемую из Интернета. Помогите им различать достоверные и недостоверные источники. Поощряйте посещение проверенных сайтов.
- Профилактика интернет-зависимости должна осуществляться через внедрение детей в разнообразные внеучебные мероприятия в реальной жизни (посещение театров, музеев, участие в соревнованиях и играх), чтобы продемонстрировать, что реальная жизнь более увлекательна, чем виртуальная.
- Регулярно анализируйте с учениками их загрузку и организация досуга, обсуждайте уместность использования интернет-ресурсов для учебы и отдыха с целью профилактики зависимости, а также делитесь своими наблюдениями с родителями.
- При возникновении проблем, связанных с интернет-зависимостью, незамедлительно информируйте родителей и, при необходимости, подключайте психолога или социального педагога для работы с учениками и их семьями.
- Организуйте мероприятия, на которых будете рассказывать о феномене интернет-зависимости, ее признаках и способах её преодоления.
Интернет-ресурсы для педагогических работников
- https://eit.edu.ru
- http://сетевичок.рф;
- http://window.edu.ru;
- http://Единыйурок.рф;
- https://sledcom.ru;http://fond-detyam.ru;
- http://www.ya-roditel.ru;
- https://edu.gov.ru;
- https://игра-интернет.рф;
- https://fcprc.ru;
- https://rkn.gov.ru;
- http://персональныеданные.дети;
- https://мвд.рф;
- http://rospotrebnadzor.ru;
- http://Единыйурок.дети.